Им никто не поможет. Трагические сюжеты в графике Франсиско Гойи
C 20 октября 2012 года в Главном штабе открылась
выставка работ величайшего испанского художника XVIII – XIX веков Франсиско Гойи (исп. Francisco Jose de Goya y Lucientes). На экспозиции представлено 40 графических листов из собрания Государственного Эрмитажа – офорты из четырех разных серий и несколько рисунков, выполненных литографским карандашом.
Большое количество работ относится к первой графической серии Гойи "Капричос" (исп. Los Caprichos – причуды). Это цикл гравюр на политические, социальные и религиозные темы, в которых нашли свое отражение многие злободневные проблемы Испании того времени: нищета, власть инквизиции, темнота и суеверие народа, человеческие пороки. Все листы серии имеют подписи и комментарии, которые в основном имеют истоки в фольклоре, народных испанских поговорках, пословицах, песнях. В гравюрах этой серии трагедия переплетается с фарсом, красота с уродством, реальный мир с вымышленным, населенным фантастическими образами дьяволов, ведьм, колдунов, козлов, летучих мышей, огромных кошек, ослов в камзолах. На экспозиции показан один из самых известных офортов серии "Капричос" – "Сон разума рождает чудовищ".
Причудливых чудовищ "Капричос" сменяют образы серии "Бедствия войны" (исп. Los Desastres de la Guerra). Если в "Капричос" Гойя пользовался гротеском и аллегорией, то в "Бедствиях войны" преобладает реальный мир, полный страданий и горя. Эта серия была посвящена не противостоянию воюющих армий, а борьбе испанского народа с французским нашествием. Гойя показывает жестокие пытки, карательные экспедиции, расстрелы и казни, тела погибших (как на листе 26 под названием "Не могу видеть это").
В работах Гойи отклик находили важнейшие события испанской истории рубежа XVIII-XIX веков. Мрачные сцены страданий, лишений и ужаса были знакомы автору, который пережил время кратких прогрессивных реформ при Карле III, героическую борьбу народа Испании с наполеоновским нашествием, а также две испанские революции начала XIX столетия.
Неукротимая глупость 10 лист серии "Глупости (Пословицы)" Около 1815-1824 гг. |
Пикадор, упав с коня, попадает под быка 26 лист серии "Тавромахия" 1815-1816 гг. |
Сон разума рождает чудовищ 43 лист серии "Капричос" 1797-1798 гг. |
Не могу видеть это 26 лист серии "Бедствия войны" 1810-1823 гг. |
Перед казнью |
Жутковатые у него картины...но мне всё равно очень нравятся:)Жаль, что карандашом,в цвете мне кажется смотрелось бы лучше.
ОтветитьУдалитьЧто то есть в его картинах пугливое,и что то,что привлекает внимание.
ОтветитьУдалитьдействительно есть чтото пугливое
Удалитьзаставляют задуматься..
ОтветитьУдалитьВ этих картинах скрыт глубокий смысл, который поймет далеко не каждый.
ОтветитьУдалитьи какой же интересно знать?
УдалитьНормально же...
ОтветитьУдалитьОбязательно надо сходить!!!
ОтветитьУдалить"Неукротимая глупость" поражает.
ОтветитьУдалитьЭти картины отражают то, что происходило в то время.
ОтветитьУдалитьмне понравилась картина "Перед казнью"
ОтветитьУдалитьГойя был не только человеком и художником, он был ещё и гражданином своей страны.
ОтветитьУдалить