Translate

вторник, 5 марта 2013 г.

ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ Игорь Грабарь

Художник Игорь Грабарь зимой 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна. «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать «хоть десятую долю этой красоты».

На этот раз художник быстро вернулся домой за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой «Февральской лазурью». Над этой картиной Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал «Февральскую лазурь» «с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая... утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления». 
В «Февральской лазури» Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Низкая точка зрения открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета — от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху.


14 комментариев:

  1. Потрясающая сказочная красота живой природы!

    ОтветитьУдалить
  2. Пир для глаз. Очей очарованье!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Февраль — последний зимний месяц. Начинает пригревать солнышко, небо становится теплее, голубее. Но зима крепко держит свои позиции.

    ОтветитьУдалить
  4. Очень нежная картина, хочется смотреть на неё очень долго и непрерывно.

    ОтветитьУдалить
  5. Практически кожей ощущаешь февральский мороз, ослепительное солнце на ярком небе

    ОтветитьУдалить
  6. Светлая картина,солнечная. Очень хотелось бы погулять в такую погоду.

    ОтветитьУдалить
  7. Если долго смотреть на картину не отрывая глаз, то такое ощущение, что попадаешь в эту рощу, окунаешься полностью в ясный морозный день.

    ОтветитьУдалить
  8. По моему мнению зима - это самое красивое время года.

    ОтветитьУдалить
  9. если помечтать, довольно даже романтично)

    ОтветитьУдалить
  10. Основные ранние пейзажи И. Грабаря созданы в 1903- 1908 годы. Особенно успешным для художника оказался 1904 год, когда им были написаны такие картины, как "Грачиные гнезда", "Мартовский снег" и "Февральская лазурь".

    ОтветитьУдалить
  11. Необыкновенная и волшебная живопись.

    ОтветитьУдалить